Если пчеловоду требуется перевозить пчелиные семьи на большие расстояния (например из-за: переезда владельца, смены кормовой базы, истощение ресурсов и т.д), то ему необходим прицеп для перевозки пчёл.
Перевозить пчел рекомендуется в тёплое время года, когда температура воздуха держится на отметке выше 10°С. Наиболее благоприятным периодом считается начало весны, когда нет новых сот и заполненных рамок, а насекомые ещё не успели расплодиться.
Для ульев, предназначенных для перевозки, необходимо обеспечить вентиляцию. В случае, если требуется укрытие тентом, проследите, чтобы он не препятствовал попаданию воздуха в ульи, иначе насекомые могут погибнуть.
Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
Прицепы для транспортировки ульев используются, как для легковых, так и для грузовых автомобилей. И делятся на два вида
- Прицеп — павильон
- Прицеп — платформа
Прицеп для легкового автомобиля
Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти её нужно на незначительное расстояние.
Стандартные размеры легковых прицепов: длина – 2,5 м., ширина – 1,56 м. На такой прицеп войдёт в среднем 20 ульев. Но в продаже есть и удлинённые двухосные прицепы с размерами 5 х 2,5 метра.
При перевозке ульев, необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:
- На дно пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому, сено или поролон. Эти материалы снижают интенсивную вибрацию домиков.
- Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью и параллельно бортам машины.
- Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при установке на прицеп расстояние минимум в 10 см.
- При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
- Рамы должны быть максимально жёстко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
К недостаткам таких прицепов относят значительную тряску, возникающую в момент движения, что требует дополнительного фиксирования ульев. И выбора скоростного режима в соответствие с качеством дорожного покрытия. Чем хуже дорога, тем меньше скорость.
Второй минус — малая вместимость, что приводит к необходимости совершения нескольких заездов для перевозки более 20 семей.
Читайте также: Популярные прицепы для перевозки пчел
Прицеп павильон для пчеловодов
Прицепы — павильоны предназначены для перевозки и постоянного хранения ульев в стационарном положении. Они изготавливаются полностью из оцинкованного или окрашенного металла. В комплект поставки входит база прицепа, каркас павильона, крыша, боковые двери, пол, задняя стенка, навес, две боковые стены, лестница.
Вместительность конструкции – до 50 ульев.
Павильоны делятся на три группы:
- Стационарные – не имеют колес, не могут применяться для мобильной формы пчеловодства, Вывозится один раз на длительный промежуток времени;
- Передвижные – имеют колёсную базу, используются для постоянного перемещения ульев к местам произрастания растений, подходящих для сбора нектара;
- Кассетные – оснащены отсеками для установки ульев.
Прицеп платформа
Прицеп-платформа представляет собой мини-пасеку вместимостью до 50 ульев и лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещённые ульи и другой пчелоинвентарь на большие расстояния. Платформа легко и быстро собирается. В комплекте имеются все необходимые приспособления для установки и крепления ульев, а также для транспортировки.
Плюсы прицепа-платформы:
- Возможность использования одно и двухярусных платформ;
- Возможна установка крыши, которая оберегает от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков;
- Отсутствует необходимость периодической загрузки и выгрузки ульев;
- Благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев;
- Вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.
Какие требования предъявляются к прицепу
Выбор прицепа зависит от того, сколько ульев на пасеке есть в распоряжении пчеловода, как часто их нужно перевозить и какая категория прав предусмотрена у водителя.
На этот счёт можно выдвинуть несколько требований и условий.
- Чтобы передвижная пасека была рентабельной, транспорт лучше выбирать с высокой грузоподъёмностью. Грузовые машины предпочтительнее, нежели легковые модели. Хотя некоторые авто способны без проблем тянуть за собой двухосный прицеп или прицеп-платформу с ульями.
- Если общая масса домиков для пчел превышает 750 килограммов, тогда водитель обязан иметь права категории Е.
- Если в распоряжении только права категории С, придётся переоборудовать ТС под ограничения.
- Чтобы тянуть прицеп с пасекой на тракторе, нужны специальные права. Категория В и С не подходит.
- При отсутствии нужной категории, либо подходящего транспортного средства, придётся обращаться к сторонним перевозчикам.
Чтобы сэкономить, некоторые пасечники используют обычные легковые прицепы и с их помощью перевозят партиями домики на новое место. Но такая экономия ошибочная, поскольку при транспортировке на дальние расстояния затраты будут намного больше, чем нанять спецтранспорт и перевезти ульи за один раз.
Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
Передвижная пасека для пчеловодов обладает рядом преимуществ:
- способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
- в силу разнообразия источников нектара получаемый мёд отличается большим содержанием микроэлементов;
- установка около определённых видов растений, чтобы получать сортовой мёд;
- пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
- кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.
Стоит учитывать ещё один момент: пчёлы бывают разных типов. И некоторые виды семей не способны преодолевать большие расстояния. Средний радиус их работы составляет 2-5 километров. При расположении пасеки возле цветущих полей с растениями-медоносами пчёлам удаётся эффективнее собирать мёд. Они затрачивают меньше времени и сил, получая больше готового продукта высокого качества.
Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.
Пчеловодные прицепы, особенности использования
К основным вариантам транспортировки семейств пчел относят платформенные, павильонные, прицепные разновидности. Они продаются в готовом виде, но их высокая стоимость часто становится причиной попыток изготовления пчеловодческого прицепа для легкового автомобиля своими руками. Такой подход позволяет сэкономить, учесть нюансы домов, особенности региональных климатических условий.
Специалисты подчиняются правилам перемещения и установки:
- перевозкой лучше заниматься в начале весеннего или осеннего периода, когда насекомые активны и им хватает сил на облёт новой местности, в идеале — это ранняя весна, когда в домиках нет новых сот и тяжёлых медовых рамок;
- новая локализация должна находится на достаточном отдалении от старой, в противном случае отдельные пчелы или вся семья вернётся на прежнее месторасположение;
- ближайшие конкуренты на нектар должны располагаться на расстоянии более 3 км;
- передвижной состав устанавливается в зонах, обеспеченных чистой водой;
- для мобильной пасеки обеспечивается защита от ветров, прямых лучей солнца;
- прицеп-платформа для пчёл устанавливается параллельно по отношению к медоносным зонам.
Собственноручно изготовленные автоприцепы нужно применять строго по назначению, с соблюдением габаритов изделия, которые не могут превышать установленные по правилам ПДД. Владелец должен регулярно проводить его осмотр, выравнивать искривлённые детали, повреждённые при езде по кочкам, подтягивать крепления.
При движении запрещается резкое торможение, неравномерное распределение груза, иначе автоприцеп опрокинется.
Также не стоит полагаться на то, что при погрузке вы надёжно зафиксировали домики. Из-за тряски и вибраций крепления могут расшататься. В итоге погибнут пчёлы, пострадают сами домики. Поэтому на хороших дорогах рекомендуется ехать 50-70 км/ч, а на плохих 15-30 км/ч. На некоторых участках скорость и вовсе приходится сбрасывать до 5-10 км/ч.
Подготовка транспорта и планирование перевозки
Перед дорогой проводят детальный осмотр всех частей конструкции прицепа, таких как:
- подготовка днища и бортов (проверяют их целостность);
- страховочные тросы и цепи (убеждаются в их наличии и достаточной прочности);
- колеса (осматривают шины на предмет целостности и отсутствия грыж, измеряют давление и доводят его до нормы ( при необходимости);
- световые сигналы (убеждаются, что поворотные огни и сигналы торможения включаются и выключаются своевременно);
- колёсные подшипники (они отвечают за вращение колес и управляемость прицепа, поэтому важно удостовериться в их целости);
- целостность и надёжность работы сцепного устройства (если оно повреждено, эксплуатация прицепа невозможна , необходима замена сцепного устройства).
Перед поездкой внимательно осмотрите ось прицепа: не должно быть видимых искривлений. Деформация балки возникает при перегрузе прицепа, попадании колесом в яму на высокой скорости или может быть следствием удара балки о выступающей над дорогой предмет ( например камень). Такая проблема приводит к быстрому истиранию резины (изношенное колесо может лопнуть на ходу, что повышает вероятность уничтожения ульев).
Перемещение ульев включает четыре основных шага:
- Запечатывание пчёл внутри улья на старом месте. Это подразумевает относительную герметизацию улья при сохранении вентиляции. Нужно сделать это вечером или рано утром.
- Защита компонентов улья от поломок во время движения. Тряска раздражает пчёл и если они смогут покинуть улей во время переезда, то переходят в оборонительную позицию. Для фиксации используются скобы, ремни, лямки.
- В ульях желательно использование вощины, для повышения прочности общей конструкции сот.
- Переноска, погрузка и транспортировка. Ульи тяжёлые, неудобные для переноски и полны растревоженных пчёл, поэтому обязательно использование спецодежды, иначе избежать ужаления довольно проблематично. Для быстрой и осторожной погрузки оптимально использование погрузчиков – это могут быть как обычные автокары, так и специальные приспособления на прицепах для пчёл.
- Разгрузка и открытие улья на новом месте.
При перемещении пчёл в отдалённые районы важно проверить место и дорогу к нему примерно за неделю до планируемого переезда. Это даёт возможность оценить условия дорог, очистить участок, выяснить наличие ворот и различных препятствий. Во время такой разведки можно распланировать время в дороге и выбрать места остановок для отдыха так, чтобы минимально беспокоить насекомых.
Для предотвращения незапланированных остановок необходимо в транспорте и прицепе для перевозки ульев предусмотреть место для следующих предметов:
- верёвки или ремни для закрепления ульев, в том числе запасные;
- резервуар для воды — для мытья рук и заполнения опрыскивателя;
- огнетушитель;
- грабли и лопаты, чтобы очистить мусор или выбраться из ямы;
- средства индивидуальной защиты;
- средства для обработки кожи после ужаливания
- два пустых, но полностью оборудованных улья;
- оборудование, необходимое для погрузки и разгрузки ульев.
Правила перевозки ульев
Перевозкой пчелиных ульев занимаются ночью. Место выбирают удалённое от соседней пасеки минимум на 2 км. Что позволит избежать дружеского общения пчел разных пасек. Считается, что перевозка ульев и пчёл должна осуществляться осенью или весной. При этом необходимо дать им пережить зиму. Пока происходит зимовка, насекомых трогать не рекомендуется. Во время перевозки рамки установленные рядами укрепляют колышками, обеспечивают хорошую вентиляцию через леток.
Перевозка в весенний период имеет несколько преимуществ:
- в ульях пока отсутствуют тяжёлые медовые рамки;
- в домиках немного расплода и самих пчёл;
- решаются вопросы сформированных новых сот.
При перевозке ульев с пчёлами летом некоторые рамки уже могут быть с мёдом. Важно исключить их падение на расплод. Поэтому следует их извлечь и разместить по периметру прицепа (желательно спользовать бортовой прицеп). За счёт специальных разделителей обеспечивается их неподвижность.
Если медосбор уже был завершён, тогда перевозку нужно осуществлять вместе с мёдом, находящимся в сотах.
Чтобы перевезти пчёл, нужно соблюдать несколько важных правил:
- Первое, в качестве транспортных средств применяют автомобильные прицепы и платформы;
- Максимально пчёлы могут перевозиться в течение 48 часов;
- Если на улице сильная жара, ехать нельзя, поскольку это спровоцирует массовую гибель насекомых;
- При перевозке летом нужно выбирать пасмурную погоду или пока идёт дождь;
- В крайнем случае летом допускается транспортировка ночью, пока не жарко.
- Если дорога будет занимать более одной ночи, тогда прицеп накрывается плотным тентом. Он защищает от солнца, а также от перегрева.
- Обеспечьте хорошую вентиляцию. Иначе температура внутри пчелиных домиков начнёт расти, и насекомые могут погибнуть. Желательно увеличить объём ульев, либо заменить верхние крышки из досок на решётки.
- Убедитесь, что внутри каждого домика нет элементов, способных при транспортировке упасть на насекомых. Проверьте, чтобы соты, затворы и другие элементы конструкции были надёжно закреплены.
- По возможности достаньте из ульев элементы, которые из-за тряски и вибраций могут упасть. Если элементы несъёмные, их придётся зафиксировать.
- Перед погрузкой ульев верните в них насекомых. Помогайте себе дымарями, либо замените дым водой. Это создаст менее стрессовую обстановку среди пчёл.
Место под пасеку выбирают закрытое деревьями от ветра. Желателен источник воды. В жару привезённые ульи летками устанавливают на север. Если погода холодная – поворачивают на юг. Летки открывают после успокоения пчёл, примерно через 20 минут.
Опытные пасечники предъявляют несколько требований:
- просторная и ровная площадка для установки имеющегося количества домиков;
- отсутствия сильного сквозняка, дождя, ветра и прямых лучей солнца;
- наличие чистого водоёма в относительной близости;
- высокий потенциал медоносов, что позволит максимально долго задержаться на новом месте;
- холмистый тип рельефа, а не плоскогорье или равнины;
- отсутствие в период медосбора карантина в выбранном регионе;
- отдалённость от автомобильных дорог;
- достаточное расстояние от жилых городских районов, заводов и пасек конкурентов;
- минимум 4-5 километров от предыдущего места размещения пасеки, поскольку иначе пчёлы будут возвращаться туда.
Как осуществляется погрузка ульев
Наличие платформы для перевозки медоносных пчёл ещё не является гарантией их успешной транспортировки. Многие начинающие пасечники, которые ранее не сталкивались с переездами, не знают о правилах погрузки.
Как уже говорилось ранее, для перевозки медоносных пчёл можно воспользоваться легковым или грузовым автомобилей, к которым цепляется прицеп-платформа или обычный автоприцеп бортового типа. Конечно, прицеп-платформа, который тянется легковым автомобилем, ограничен в грузоподъёмности. А при большом количестве пчёл для перевозки лучше воспользоваться вместительным грузовым транспортом. Тут уже каждый действует по ситуации.
Помимо подготовки, пчелиные домики также важно правильно погрузить в машину или прицеп. Необходимо помнить о рисках для самих ульев и для людей, которые занимаются транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами.
Можно дать несколько рекомендаций относительно погрузки.
Загрузку лучше начинать предварительно включив двигатель на машине. Так насекомым будет проще привыкнуть к дороге, поскольку они слышат и чувствуют работу двигателя, гул и вибрации.
Ульи следует располагать компактно. Если погрузка выполняется в 2 яруса, тогда между ними следует выложить слой из прочных досок.
Для защиты от тряски и вибраций на дно следует выложить солому. Сами домики перевяжите между собой с помощью верёвок. При дальней дороге делайте периодические остановки, чтобы проверить надёжность фиксации.
Если маршрут идёт через ровные дороги, домики лучше установить передней или задней стенкой по ходу движения транспорта. Так при торможении и разгоне сила инерции будет давить не на соты, а вдоль их плоскости. Это защитит от разламывания сот.
Когда дорога плохая и неровная, расставлять домики нужно плоскостью сот поперёк движения машины. Это обеспечит лучшую устойчивость к колебаниям, которые возникают от наезда на бугры и в ямы.
Выполнив все условия погрузки, можно отправляться в дорогу, на новое место пчелиной пасеки.
Как сделать своими руками прицеп для перевозки пчёл?
Несколько вариантов изготовления пчеловодческого прицепа
- Модернизация обычного автомобильного прицепа
- Изготовление одноосной телеги
- Изготовление двухосной телеги с поворотной осью
Чертежи, инструменты, материалы и документы
При наличии определённых навыков прицеп для пчёл можно сделать самостоятельно. Для этого понадобиться круглая и прямоугольная труба, пластиковые уголки, стальные листы, полоски и деревянные доски для пола. Также следует подготовить раму для каркаса. Из инструментов требуется взять болгарку, электрическую дрель, сварочный аппарат.
Алгоритм сборки прицепа
- Простая модернизация стандартного прицепа
- Изготовление одноосной платформы
- Изготовление двухосной платформы с поворотной осью
Выбор прицепа для перевозки пчёл
Прицеп для автомобиля ПРОГРЕСС Пчеловод
Двухосный грузовой прицеп Прогресс «Пчеловод» для легкового автомобиля предназначен для перевозки ульев. Борта выполнены в виде парапета высотой 15 см.
Технические характеристики
Масса перевозимого груза: 565 кг
Полная масса прицепа: 750 кг.
Длина платформы: 2560-4600 мм. / Ширина платформы: 1400-2400 мм. / Высота борта: 150 мм.
Длина прицепа: 3660 — 5700 мм. / Ширина прицепа: 1800 мм. / Высота: 850 мм.
Подвеска колес прицепа Рессорная
Прицепы для автомобиля УЗМК
Размеры прицепа: Длина: от 3,5 метров. Ширина 2 метра
Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»
«Тандем» — двухосный безтормозной прицеп для перевозки крупногабаритных и не тяжелых грузов.
Полная масса: 750 кг. Масса груза: 400 кг.
Подвеска: Пружинная
Длина платформы: 3640 мм. Ширина платформы: 2000 мм. Высота платформы: 100 мм.
Длина: 5300 мм. Ширина: 2070 мм. Высота: 1300 мм.
Прицеп «Медовоз» г. Краснодар
Полная масса 750 кг, снаряженная — 300 кг. Колеса Р13. Сварная рама выполнена из холодногнутого швеллера толщиной 4 мм. Пол выполнен из влагостойкой фанеры российского производства. Реальная грузоподъемность в 1200 кг расширяет область применения транспортного средства.
Также компания производит:
Прицеп BeeZone — двухосная конструкция. Цена от 260 000 руб.
Пчелопавильон — для профессионального пчеловода. Цена от 310 000 руб.
Пчелоприцеп с опорными стойками — количество осей — 2. Цена от 190 000 руб.
Пчелоприцеп 18 — двухосная конструкция. Цена от 185 000 руб.
Возможно использование стандартных прицепов компании-производителя МЗСА 817730, кроме самосвальных прицепов, так как это бесполезная трата денег на ненужный функционал.