Сегодня на рынке представлено множество прицепов для легковых автомобилей, как отечественных, так и зарубежных производителей, с одной или двумя осями. Каждый тип прицепа имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от назначения и способа крепления к автомобилю. Итак, какой тип прицепа лучше: одноосный или двухосный? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть качества обоих типов прицепов с различных точек зрения.
Вопрос разрешения на эксплуатацию
Приобретая прицеп для своего автомобиля, необходимо убедиться в том, что у вас есть соответствующая категория прав.
Определения, которые нужно знать водителю:
- Прицеп – техсредство, не оборудованное собственным двигателем, которое используется в паре с механическими ТС.
- Грузоподъёмность – номинальный вес, который может перевозить прицеп.
- Снаряжённая масса – «чистый» вес прицепа и деталей, которые входят в базовую комплектацию.
- Допустимая масса – суммарное значение веса изделия и перевозимого груза.
- Общая масса – суммарное значение допустимой массы прицепа и тягача.
Если вес прицепа превышает 750 кг, то вам необходимо иметь права категории BE. Это одинаково, независимо от того, одноосный или двухосный прицеп. Общий вес комбинации автомобиля и прицепа не должен превышать 3,5 тонны, а вес прицепа не должен быть больше веса автомобиля при полной загрузке.
Но нужно рассмотреть стечение двух обстоятельств:
- общая масса машины и используемого прицепа составляет до 3,5 тонн;
- масса прицепного устройства в полной загрузке не выше, чем масса полностью снаряженного авто.
Например, если ваш автомобиль весит 2 200 килограммов, то допустимый вес прицепа не может превышать 1 300 килограммов; 750 кг для платформы и 550 кг для груза.
В этом случае вам не нужно иметь права категории BE, и вы можете управлять прицепом, имея стандартные права категории B.
Разница между конструкциями
Чтобы решить, какой тип прицепа наиболее подходит для ваших нужд, важно оценить одноосные и двухосные прицепы с разных точек зрения. Необходимо учитывать такие факторы, как грузоподъемность, снаряженная масса, допустимый вес продукта и перевозимого груза, а также общий вес комбинации прицепа и тягача. Кроме того, следует учитывать тип транспортного средства и назначение прицепа. Обладая этой информацией, вы сможете определить, какой тип лучше всего соответствует вашим конкретным требованиям.
- Категория грузов;
- Расстояние перевозки;
- Состояние дороги;
- Мощность автомобиля;
- Водительские навыки и категория удостоверения.
В совокупности эти факторы могу влиять по-разному. Поэтому, прежде чем выбирать, какой прицеп лучше, необходимо ознакомиться с их характеристиками с учётом своих потребностей.
Размышляя над тем, чем оснастить свой легковой автомобиль для езды с грузом, появляется два основных варианта на выбор:
- одноосная конструкция;
- двухосное решение.
Понятно, что для легкового автомобиля не нужен большой прицеп; автомобиль просто не сможет буксировать такое же количество груза (1100 кг), если он весит 500-600 кг. Хотя теоретически это возможно, не рекомендуется доводить двигатель до предела.
Для небольших тракторов, которые могут перевозить несколько десятков килограммов собранного урожая, и даже больше, автомобилям требуются прицепы гораздо большей грузоподъемности, способные перевозить тонны. Для этих целей предусмотрены соответствующие прицепы, отличающиеся по своей конструкции. Одним из основных отличий является количество осей. На одноосных она одна, а на двухосных — два.
Характеристики и возможности этих конструкций определяют их сильные и слабые стороны, и их следует учитывать при выборе подходящего прицепа для ваших нужд. Для перевозки более тяжелых грузов лучше использовать двухосный прицеп, в то время как одноосный прицеп подходит для более легких задач или для перевозки оборудования.
Читайте также: Топ-15 лучших легковых прицепов в 2023 году
Одноосные модели
Одноосный прицеп — это относительно небольшая единица, способная перевозить грузы весом до 600 кг. Он имеет более низкую стоимость, чем двухосный прицеп, цена колеблется от 30 до 60 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Он лучше всего подходит для выполнения небольших задач и обладает большой маневренностью, хотя существуют ограничения по его длине и грузоподъемности.
При эксплуатации одноосного прицепа необходимо учитывать равномерное распределение нагрузки. Длинные грузы невозможно распределить равномерно, а тяжелые малообъемные предметы нельзя закрепить строго посередине, так как они будут смещаться во время транспортировки. В этом случае лучше использовать двухосный прицеп.
Одноосный прицеп прост в использовании и хорошо едет по любым дорогам. Однако его трудно контролировать при движении задним ходом, а маневрирование может быть сложным, поэтому неопытным водителям следует быть особенно осторожными. Он также требует минимального места для хранения и имеет минимальные затраты на обслуживание.
Видео отзыв о одноосном прицепе
Конструкция одноосного прицепа
Легкие и с упрощенной конструкцией, одноосные прицепы способны перевозить грузы весом до 0,5-0,9 тонн и обычно являются бортовыми моделями. Для одноосных прицепов характерны самосвальные типы благодаря наличию только одной оси, что облегчает разгрузку. Одноосные оснащаются теми же типами подвесок, что и двухосные, а дышло обычно выполняется в I- или V-образной форме, в зависимости от предпочтений производителя.
Назначение одноосного прицепа
Основное назначение одноосного прицепа — это его универсальность. Благодаря отличной маневренности и системе опрокидывания, одноосные идеально подходят для перевозки сыпучих грузов, мото- и снегоходной техники, а также лодок. Перемещая груз ближе к дышлу или дальше от него, можно регулировать равномерное распределение нагрузки, обеспечивая более сильную или слабую нагрузку.
Тормозная система
Эксплуатация прицепа полной массой 0,75 тонны и более, без тормозной системы запрещена правилами дорожного движения. Если двухосные часто оснащаются тормозами, то одноосные модели могут их не иметь. Если одноосный прицеп оснащен тормозом, то устанавливается только опция переворачивания. Это позволяет улучшить контроль и повысить безопасность во время эксплуатации, особенно при маневрировании в густонаселенных районах с интенсивным движением.
Плюсы и минусы односоного прицепа
Начнем с хорошего, то есть положительных качеств, которыми характеризуются одноосные модели:
- Конструктивные особенности одноосных прицепов позволяют снизить вес и обеспечить оптимальную маневренность.
- Они отлично ведут себя на дороге, особенно на неровных дорогах, пересеченной местности и в лесу.
- Эти прицепы легко разворачиваются, что позволяет избежать сложных маневров на автомобиле.
- Кроме того, они намного дешевле двухосных прицепов и потребляют меньше топлива.
- Кроме того, небольшие размеры позволяют использовать их для выполнения различных мелких хозяйственных работ, при этом снижается нагрузка на детали автомобиля.
Одноосные прицепы обладают высокой маневренностью и обеспечивают уверенность при движении. Имея только одну несущую ось, они легки и обеспечивают простоту управления. Повернуть одноосный прицеп легко, это может сделать даже один человек, что делает их отличным выбором для тех, кому нужно двигаться легко и уверенно. Кроме того, их легкая конструкция позволяет повысить эффективность использования топлива и снизить нагрузку на детали автомобиля.
Теперь переходим к негативной стороне. Недостатков не так много:
- Ограниченная грузоподъемность, каждое колесо рассчитано на нагрузку от 250 до 500 кг
- Неудобен для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов
- Сложное управление при движении задним ходом, требующее больше времени и опыта для маневрирования
Оптимальной нагрузкой на каждое колесо считается 250-450 килограмм. Если вы собираетесь перевозить 500-900 килограмм на своем прицепе, возможностей одноосных моделей вполне хватит.
Двухосные модели
Для управления двухосными прицепами требуется водительское удостоверение с категорией «BE» для многих типов. Это связано с тем, что общий вес не должен превышать 750 кг или снаряженная масса автомобиля и прицепа не должна быть более 3,5 тонн в сумме.
Для обеспечения безопасности автомобиля и прицепа водитель должен прочитать инструкцию по эксплуатации, чтобы узнать максимально допустимый вес буксируемой телеги и необходимость дополнительного тормозного оборудования.
Цены на двухосные могут быть значительно выше, чем на одноосные, — от 50 тысяч до суммы, которая может превысить цену автомобиля из-за его специфической комплектации.
Двухосные прицепы могут быть оборудованы:
- Обрешёткой для накрытия тентом;
- Бортами для сыпучих грузов;
- Подъёмником или лебёдкой;
- Фургоном.
Автомобильные и бортовые прицепы обычно базируются на двухосной или даже трехосной основе и оснащаются различными приспособлениями, такими как спальные отсеки, холодильники, устройства для перевозки автомобильной техники или водных транспортных средств.
Для двухосных прицепов (как и для одноосных) важно иметь дополнительное откидное ходовое колесо, чтобы маневрировать прицепом вручную, особенно при сцепке и расцепке груженого прицепа.
Двухосные автомобильные прицепы — это большие устройства со сдвоенной парой колес грузоподъемностью до 1 800 килограммов. Каждое колесо имеет среднюю грузоподъемность 0,45 тонны, такие прицепы оснащены низкими или отсутствующими бортами, крепежными элементами и V-образным дышлом.
Назначение двухосного прицепа
Распространенными примерами двухосных прицепов являются рамные прицепы для перевозки длинных водных судов, моторных лодок и гидроциклов; автомобильные прицепы для перевозки легких автомобилей или специального оборудования; автомобильные прицепы с небольшими или съемными бортами для крупногабаритных и длинных грузов или для перевозки нескольких единиц мото- и снегоходной техники.
Они обеспечивают большую устойчивость и грузоподъемность, чем одноосные. Важно следить за тем, чтобы общий вес техники и груза не превышал максимально допустимый вес, указанный в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, для маневрирования прицепом вручную, особенно при сцепке и расцепке груженого прицепа, необходимо дополнительное складное ходовое колесо.
Разновидности тормозной системы
Встроенные тормоза осуществляют безопасность автопоезда, призванную нивелировать шероховатости дорожного полотна.
- Механическая:Инерционная:
- Тормоз наката или рабочий тормоз. Схематически представляет собой поршень, давящий на шар фаркопа при инерционном движении вслед за торможением автомобиля. Тросы, связанные с поршнем, блокируют тормозные колодки, производя торможение автоприцепа.
- Аварийный. Срабатывает при разрыве автопоезда.
- Стояночный. Представлен рычагом на дышле автоприцепа.
- Гидравлическая. Та же инерционная, только вместо тросов задействована магистраль с маслом в виде толстостенных гибких шлангов.
- Автоматическая. Автономный принцип работы, или на автомате, реализован в электрогидравлическое устройство тормозов. Представляет собой отдельный тормозной тракт, идентичный автомобильному, запараллеленный с ним. В устройство входит гидравлическая магистраль и электронный блок управления (ЭБУ).
Двухосный прицеп: плюсы и минусы
Двухосная прицепная техника славится своей устойчивостью, мощностью и надежностью, позволяя с легкостью перевозить тяжелые грузы на большие расстояния. Несмотря на преимущества, такие как способность перевозить до 0,7 тонн груза на любом из четырех колес и способность перемещать крупногабаритные грузы с высоким центром тяжести даже по неровной местности, есть и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать. Большие размеры и тяжелый вес прицепа затрудняют его перемещение без посторонней помощи, а его громоздкость может занимать много места. Тем не менее, двухосные — отличный выбор для безопасной и надежной транспортировки тяжелых грузов.
Недостатки двухосных прицепов вытекают из преимуществ конкурентов:
- Одноосный прицеп лучше подходит для неровных дорог, поскольку его два колеса легко перекатываются по кочкам и поворотам, не мешая друг другу. Однако, когда колеса прицепа наезжают на большую кочку, нагрузка на фаркоп снижается, что может привести к подъему дышла, поднимая заднюю часть автомобиля и потенциально приводя к аварии. Кроме того, при съезде с большой кочки возникает чрезмерное давление на фаркоп и заднюю ось автомобиля, при этом передняя ось автомобиля теряет сцепление с дорогой.
- Кроме того, четырехколесные прицепы имеют больший вес, стоят дороже, их нельзя повернуть вручную, что усложняет загрузку фаркопа.
- Все это делает четырехколесные прицепы менее маневренными, чем одноосные, и более подверженными авариям.
Чтобы компенсировать недостаточную маневренность двухосных прицепов, производители предусмотрели специальные поворотные дополнительные устройства, которые, не позволяя поворачивать вручную, все же пригодятся для выполнения задач, для которых двухосные подходят лучше всего — перевозки больших партий и грузов весом до 1,8 тонн. Эти устройства особенно актуальны для таких автомобилей, как Газель или более крупных грузовиков, которые легко справляются с грузом, нагрузка на одно колесо которого составляет 250-450 килограммов. С помощью этих дополнений двухосные прицепы можно использовать по максимуму, что делает их идеальным выбором для перевозки больших и тяжелых грузов.
К преимуществам стоит отнести:
- Повышенная вместительность и грузоподъемность;
- Лучшая устойчивость на неровных дорожных покрытия (все дело в дополнительной паре колес);
- Несущественность распределения расположенности груза;
- Надежность и долговечность конструкции;
- Возможность транспортировки крупногабаритного груза;
- Способность перевозить груз с высоким центром тяжести;
- Уменьшение нагрузки на ось;
- Сохраняется возможность транспортировки прицепа при проколе шины и отсутствии запасного колеса;
- Возможно использование при грузоперевозках для коммерческих целей или путешествий;
- Лучше управляется во время езды задним ходом.
Когда речь идет о выборе между одноосным и двухосным прицепом, решение должно основываться на том, что вам нужно перевезти и насколько тяжел груз. Двухосные идеально подходят для перевозки больших, тяжелых грузов, в то время как одноосные лучше подходят для более бытовых задач, таких как перевозка нескольких мешков картошки, старого дивана или строительных материалов для дачной бани. Независимо от того, что вам нужно перевезти, оба типа прицепов легко справятся с задачей, что делает их идеальным выбором для любого вида перевозок.
Подвеска прицепного устройства
Независимая подвеска, выполняющая роль буфера между дорогой и грузом, бывает двух основных видов — с резиновыми опорами и торсионная.
- Резинобалочная система имеет цапфу сложной формы поперечного сечения и резиновые жгуты, обеспечивая повышенную грузоподъемность и плавность хода, хотя и имеет недостаток — непригодность для ремонта и неустойчивость при низких температурах.
- Торсионная система похожа на резино-жгутовую, но вместо жгута используется элемент, называемый торсионом.
Зависимая система подвески, между тем, делится на два основных типа — амортизированная и пружинная.
- Амортизированная система является наиболее надежной, с большей грузоподъемностью и ремонтопригодностью, поскольку состоит из рессор и амортизаторов.
- Пружинная же система состоит из рессор и амортизаторов, которые со временем могут проседать или выскакивать из мест крепления.
Особенности выбора прицепа
Необходимо учитывать несколько характеристик, в том числе его назначение, самодельный он или заводской, тип тормозов, покрытие кузова, форму дышла, отзывы покупателей, дорожные условия, предназначенные для его использования, и способность водителя управлять им.
Чтобы определить лучший тип для выполнения задачи, перед покупкой следует оценить его назначение. Для бытовых задач подходит I-образное дышло, тогда как для более надежных и практичных применений, таких как самосвальные конструкции, рекомендуется V-образное дышло.
Также важно выбрать прицеп с антикоррозийным покрытием кузова, например, оцинковкой, для защиты от ржавчины.
Следует также обратить внимание на тормоза, причем для грузовиков актуальны инерционные тормоза.
Наконец, следует учитывать навыки вождения, чаще всего одноосные модели используются для тренировки перед использованием двухосных моделей.
Особенности езды при транспортировке прицепа
Водитель, использующий прицеп для перевозки грузов, должен понимать, что это накладывает некоторые особенности на управление транспортным средством, такие как снижение динамики разгона, увеличение тормозного пути, ухудшение заднего обзора, а также усложнение маневрирования и парковки.
Также важно снижать скорость перед поворотами, даже если прицеп не загружен, чтобы избежать раскачивания.
Согласно правилам дорожного движения, максимальная скорость буксировки прицепа вне населенных пунктов составляет 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч на других дорогах.
Следует учесть, что перед поворотами необходимо заранее снижать скорость, даже если прицеп не нагружен. Прохождение поворота рекомендательно осуществлять внатяжку. При увеличении скорости возможно усиление раскачивания.
Критерии выбора
Если автомобилист стремится к качеству, надежности и безопасности, то он должен быть готов заплатить круглую сумму, независимо от того, одноосный он или двухосный.
Перед покупкой следует определить назначение прицепа и рассматривать только заводские, так как самодельные прицепы ненадежны. Все прицепы должны иметь антикоррозийное покрытие и инерционную тормозную систему для защиты от толчков при торможении (такая функция более актуальна для грузовых машин). Предпочтение следует отдавать V-образным дышлам, так как они более надежны и практичны, в то время как I-образные дышла подходят для более простых бытовых задач. При движении с прицепом важно не переоценивать свои навыки вождения и потренироваться на одноосном прицепе, прежде чем использовать двухосный прицеп.
Для личных целей, таких как перевозка небольших грузов по разным дорогам, лучше всего подходит одноосный прицеп, в то время как двухосные прицепы больше подходят для магистралей и тяжелых грузов.